Дмитрий Чернышенко ознакомился с опытом Росатома в создании «умных городов»

Дмитрий Чернышенко ознакомился с опытом Росатома в создании «умных городов»

Генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина и глава администрации города Сарова Алексей Голубев 29 августа представили заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко развитие платформы «Умный город» в Сарове и решения Госкорпорации «Росатом» в сфере внедрения «умных технологий» во все сферы городской жизни. Презентация состоялась в ходе рабочего визита Дмитрия Чернышенко в Саров. На встрече присутствовали министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

 

В Сарове уже третий год действует проект «Бережливый умный город» – единый программно-аппаратный комплекс, который объединяет все слои городской жизни: безопасность, экологию, транспорт, ЖКХ, работу муниципалитета. Система позволяет в живом режиме отслеживать работу всех городских служб, жителям – заявлять о проблемах и предлагать улучшения, а депутатам и волонтерам – контролировать качество.

 

«Разработанное в Сарове программное решение, сегодня не только успешно тиражируется в других городах, но и активно развивается, включает в себя новые направления и сервисы. И это накладывает на нас дополнительную ответственность. Мы должны идти вперед и сделать «Умный Саров» еще более эффективным, чтоб он реализовал весь заложенный в нем потенциал», – отметил Алексей Голубев.

 

«Решение Росатома зародилось в самом сердце отрасли – в Сарове и активно развивается, – сказала Ксения Сухотина. – Технология «Умный город» Росатома применяется в «атомных» городах, где мы стремимся сделать жизнь людей более комфортной, привлечь их городскому развитию, а сотрудникам муниципалитета дать удобный инструмент для принятия решений – с помощью цифровых решений убрать рутину и сократить время протекания процессов».

 

В основе «Умного города» лежит синергия принципов бережливости Производственной системы Росатома и цифровизации. Сначала идет анализ процессов: как построено взаимодействие внутри муниципалитета, с подведомственными организациями, жителями, бизнесом. Определив потери, эксперты наиболее оптимально выстраивают процессы и только потом переводят их в цифровой формат – так работает технология непрерывных улучшений.

 

Например, в Сарове за два года работы системы «Бережливый умный город» сроки исполнения работ по обращениям граждан сократились в четыре раза – с 30 до 8 дней, время работы по диспетчеризации общественного транспорта – с трех дней до полутора часов, а время оперативного реагирования на аварии и сбои в работе коммунальных служб снизилось с 30 до трех минут. В итоге, согласно исследованиям, удовлетворенность населения выросла на 5%.

 

Добиться таких результатов удалось за счет понимания специфики малых городов России – именно в таких городах в основном находятся предприятия атомной отрасли, а также накопленных компетенций, наличия собственной команды разработчиков и возможности проводить обучение работников муниципалитета.

 

Такой системный подход доказал свою эффективность не только в «атомных» городах. Полученные Росатомом наработки легли в основу решений по цифровизации городского хозяйства в других малых и средних городах страны исходя из их потребностей. Например, таких как Железноводск, где в туристический сезон число жителей может увеличиться в 5–10 раз. Созданная там система «Умный Железноводск», включающая в себя туристические сервисы  в рамках сотрудничества с администрацией Ставропольского края планируется к тиражированию в других городах Кавказских Минеральных Вод.

 

Также в ходе встречи Дмитрию Чернышенко были представлены решения «Росатома» сфере создания Центров управления регионами. Они обеспечивают решения задач по оперативному управлению регионом и создаются в соответствии Президента РФ Владимира Путина. Ключевой задачей ЦУРов является межведомственное и межуровневое взаимодействие органов власти и организаций, ориентируясь на потребности и проблемы населения и организаций, их максимально оперативное решение, а также постоянную оптимизацию, совершенствование существующих бизнес-процессов и административных процедур.